Военная история 2-й половины 18 века

Wargame Vault

Униформа русской пехоты 1783 - 1796 годов

Ставший в 1774 гг. президентом Военной коллегии светлейший князь Г. А. Потемкин в начале 80-х гг. уделил пристальное внимание вопросам обмундирования и снаряжения армии. После целого ряда консультаций с отечественными и иностранными деятелями он утвердил новые образцы униформы, амуниции и вооружения, которые по ряду признаков стояли намного выше уровня военного снаряжения большинства европейских армий.

Уже в 1783 гг. в представленном императрице “Мнении об обмундировании кавалерии” Г. А. Потемкин сформулировал свои основные взгляды на эту проблему. В первую очередь, предлагалось избавиться от обременяющей солдата прически с буклями, косой и пудрой. По свидетельству князя, уход за прической требовал не менее 6 часов перед караулом и до 12 часов перед полковым строем; при этом солдаты вынуждены были не спать всю ночь. Для покупки же всех необходимых парикмахерских принадлежностей нижние чины тратили собственные деньги - не менее 1 руб. 5 коп, в год. “Завиваться, пудриться, плесть косы, солдатское ли сие дело? - писал Г. А. Потемкин. - У них камердинеров нет”.

Шляпа, по его мнению, была “убором негодным”; “...она головы не прикрывает и, торча концами во все стороны, озабочивает навсегда солдата опасностью, чтоб ее не измять, ...да и не закрывает также от морозу ушей”.

Предлагая ввести вместо шляпы каску, Г. А. Потемкин обосновывал это и тем, что каска “вид дает пригожий солдату, и есть наряд военный характеристический”.

Г. А. Потемкин требовал отказаться и от пехотной шпаги, так как “...для пехотного шпага лишняя тягость; оружие неудобо-употребительное”.

Делясь своими замыслами, князь писал, что солдату нужно дать “все, что может служить к сохранению здоровья и к защите от непогоды... Армия Российская, извлеченная из муки, не престанет возносить молитвы. Солдат будет здоровее и, лишась щегольских оков, конечно поворотливее и храбрее”

Новый комплект обмундирования окончательно сложился к 1786 г., хотя отдельные его элементы появлялись в полках и раньше. Основными составляющими этого комплекта стали каска, кафтан, штаны и сапоги.

Поярковая каска имела круглую тулью с вертикально стоящим налобником - козырем и фигурно вырезанным козырьком, обшитым по краю черной кожей. У основания налобника крепилась металлическая или кожаная бляха, расширяющаяся спереди; по краю налобника шел плюмаж из шерстяных ниток. Тулья имела суконный околыш. Сзади пришивались две суконные лопасти, обшитые черной тесьмой. Подбородный ремень из черной кожи застегивался слева на латунную пуговицу. В холодную погоду лопасти закрывали уши солдата, пристегиваясь к пуговицам на лацканах.

Кафтан существенно отличался от прежнего мундира лишь длиной. Он имел короткие полы, отгибающиеся кверху, отложной воротник, лацканы и разрезные обшлага. Ниже лифа полы разрезались, с каждой стороны закладывались прошитые складки. Пуговицы пришивались на лацканах (по 7), на обшлагах (по 2), выше обшлагов (по 2), на лифе (2) и на левом плече (1). Застегивался мундир на 10 пар крючков и петель. Под кафтаном мог носиться короткий камзольчик, скорее всего, без рукавов и воротника, на изготовление которого шли выслужившие срок кафтаны и епанчи. Цвет камзольчика и его покрой не оговаривались.

Суконные шаровары ниже колен обшивались кожей и застегивались с каждой стороны на 7 пуговиц; перед каблуком сапога проходил кожаный ремешок (штрипка).

Летом солдаты надевали полотняные кителя и штаны с обтяжными пуговицами. Покрой кителя чаще всего повторял покрой кафтана (хотя есть изображение кителя без пол), а штаны были очень свободные и имели козырьки, прикрывающие носок сапога.

Черный галстук с белой обшивкой по краю, манишка и белые манжеты остались прежними.

Вместо высоких сапог и башмаков нижние чины получили круглоносые смазные сапоги с низким каблуком и невысокими голенищами.

Для нижних чинов также вводилась упрощенная прическа “в скобку”: волоса по бокам и сзади обстригались на одинаковую длину (до половины уха). Из употребления, наконец, выводилась пудра и прививающиеся косы. Офицеры продолжали носить прически прежних образцов, с пудрой и косами.

Рассмотрим теперь отличия в обмундировании и снаряжении разных видов пехоты.

Мушкетеры и гренадеры носили черные каски с красным околышем, имевшим желтую выпушку или обшивавшимся по краю желтым шнуром или тесьмой. Гребень-плюмаж был желтый, а у гренадеров белый. Бляха на налобнике делалась из латуни; у гренадеров она была шире и украшалась изображением вензеля императрицы под короной в окружении двух лавровых ветвей. Слева к тулье крепился белый бант и султанчик из перьев или шерстяной нитки.

Мундир из зеленого сукна светлого оттенка имел красные воротник, лацканы, обшлага, обшивку отворотов пол и выпушки сзади (в разрезе и в складках). Шаровары были красные и по наружным швам обшивались желтыми полосами, вырезанными круглыми городками. Кожаная обшивка спереди имела фигурный вырез и обкладывалась по краю белой тесьмой. Епанча теперь делалась из белого сукна, пуговица на ней стала обтягиваться материей, Для рядовых мушкетеров из вооружения было оставлено лишь ружье со штыком. Штык носился в черных кожаных ножнах в лопасти портупеи. Крышка патронной сумы украшалась круглой латунной бляхой с изображением малого государственного герба - двуглавого орла без щита на груди. Такая же бляха помещалась и на подсумке фурьера, который носился спереди на портупее (только в конном строю).

Все унтер-офицеры и гренадеры мушкетерских полков, помимо штыка, продолжали носить шпаги с тесачными клинками и с белыми темляками, фурьеры в конном строю снабжались парой пистолетов.

В пешем строю фурьеры, капралы, каптенармусы и сержанты постоянно имели такое же снаряжение, как и рядовые, отличаясь лишь ношением унтер-офицерской трости (кроме капралов).

Портупея и перевязь по-прежнему белились. Прежними оставались фляга и ранец (только количество пряжек увеличилось до пяти).

Кафтаны музыкантов обшивались белой тесьмой по швам рукавов и поперек рукавов в 5 рядов, по краям обшлагов, лацканов и отворотов фалд, на лацканах у пуговиц нашивались белые кисти. У полковых барабанщиков и музыкантов полкового оркестра расшивка была богаче: тесьмой обшивались все швы кафтана, на лацканах, обшлагах и над обшлагами пуговицы оформлялись двойными петлями. Вооружались музыканты тесаками с белыми темляками.

Форма офицеров изменилась незначительно: чуть выше стала шляпа без обшивки, цвет штанов изменился на белый, были выведены из употребления штиблеты, галстук стал белый, шпага была заменена на саблю.

У чинов артиллерийской команды, вооруженных тесаками, приборный цвет был черный.

Нестроевые офицерского чина отличались от строевых офицеров лишь отсутствием знаков и шарфов, а также шпагой с прямым клинком. Остальные нестроевые носили мундиры строевых нижних чинов, но вместо каски им был присвоен красный картуз, кафтан был полностью зеленый, а вооружались они тесаками. У провиантмейстера, обозного, надзирателя над больными и полкового писаря были сержантские знаки отличия. Обмундирование профоса и извозчика делалось из сукна василькового цвета,

Нижние чины гренадерских полков вооружались саблями с медными эфесами, белыми темляками и черными ножнами, подвешивающимися к портупее на двух ремнях или носящимися в лопасти портупеи. Штык полагалось носить всегда примкнутым, но зачастую он затыкался за портупею.

Лейб-гренадерам сохранили желтый аксельбант, причем концы петель теперь зацеплялись за пуговицы на лацканах.

Спустя два года после введения новой формы оказалось, что обмундирование офицеров слишком выделяется в строю и привлекает внимание вражеских стрелков. Кроме того, Г. А. Потемкин хотел полностью перевести армию на полюбившийся ему образец мундира. Поэтому в 1788 г. офицеры потемкинской армии вынуждены были перейти (хотя бы на время нахождения в карауле и в полковом строю) на новый комплект обмундирования. ;

Офицерские каски были без лопастей, околыш обшивался толстым золотым галуном, а края козырька - узким. Бляха была шире, чем у рядовых, вызолочена и несла изображение выпуклого вензеля. На панталонах отсутствовала кожаная обшивка.

Нельзя сказать, что офицеры с восторгом приняли новое удобное обмундирование. Об их прежней униформе заботились, . как правило, денщики, следовательно, ее ношение не доставляло офицерам особых хлопот. В то же время короткие куртки и штаны навыпуск совершенно не соответствовали господствующей моде. Лишь малоимущие офицеры оценили недорогую и неприхотливую одежду. Остальных же Г. А. Потемкину приходилось увлекать своим примером, устанавливая в подчиненных ему войсках собственную моду. По рассказам очевидцев, еще до 1788 г. Г. А. Потемкин “...приказал сделать себе... мундир из солдатского сукна, дабы своим примером подать недостаточным офицерам средства издержать из малого своего жалования на покупку тонкого сукна... Почему в угождение его все генералы сделали таковые мундиры. Итак, хотя приказа и не было, но почти все штаб и обер-офицеры с удовольствием во всю войну одевались в куртки толстого сукна, как солдаты...”.

В сформированном в 1790 г. Гренадерском полку легкой пехоты офицеры носили небольшие серебряные знаки.

Чины полевых батальонов имели обмундирование, сходное с формой соответствующих чинов пехотных полков.

Егеря, получив новую форму, сохранили основные защитные цвета - зеленый и черный. Егерская каска имела зеленые лопасти с черными кистями и обшивкой, зеленый околыш с черными выпушками, черный гребень и выкрашенную в зеленый цвет бляху из белой жести с вензелем. На полностью зеленом кафтане лишь выпушка была черной. Штаны были зеленые с черной обшивкой. Оставлена была и прежняя зеленая шинель,

Трубачи отличались расшивкой белой тесьмой на кафтане.

Офицеры сохранили прежний зеленый кафтан с длинными фалдами, но теперь по краю воротника, обшлагов, лацканов, карманных клапанов и пол шла красная выпушка, как и по борту и по низу камзола. Офицерская каска отличалась от каски нижних чинов золотым галуном на околыше.

С 1787 г. офицерам был присвоен серебряный офицерский нагрудный знак меньшего, нежели в линейной пехоте, размера. У штаб-офицеров по краю знака шел золотой ободок. Тогда же офицеры егерских корпусов получили установленные образцы погон (эполетов) с золотым или серебряным полем и бахромой и с продольными полосками зеленого, синего или голубого цвета, Количество полосок соответствовало номеру батальона в корпусе. С 1788 г. егеря-офицеры в строю и в карауле носили кафтаны, схожие с солдатскими.

Нестроевые имели егерское обмундирование, но с заменой каски на зеленый картуз. Профосы и извозчики не отличались от мушкетерских.

Введение новой формы, не подкрепленное строгим контролем за выполнением приказов и не обеспеченное в достаточной мере промышленными поставками, привело к чрезмерной пестроте мундиров в войсках. Даже в полках южных армий распоряжения часто не выполнялись. Например, в Малороссийском гренадерском полку, шефом которого был П. А. Румянцев, солдаты вплоть до 1795 г. продолжали носить напудренные прически с косами, ибо фельдмаршал, как это ни странно, был большим поклонником прусской формы. Этот же полк имел вместо положенных касок меховые гренадерские шапки “французкого образца”. В полках же, не подчиненных Г. А. Потемкину, изобретательность полковых командиров была неистощима. Киевский пехотный полк имел обмундирование из тонкого сукна, в Козловском полку солдаты носили егерские “узкие шаровары, полусапожки со шнурками, короткие куртки, вышитые жабо и галстуки с черно-белыми бантами”. На шапках гренадеров командир этого полка Иван Бибиков “приказал поместить свой герб вместо вензелевого изображения имени императрицы...”.

Но и установленные предметы обмундирования часто делались с отступлениями от образцов; особенно в этом плане отличались каски. Так, гребень на ряде касок изготавливался из меха или из перьев; цвет его мог быть желтым, черным, белым или красным. Гребня, а иногда и налобника могло не быть вообще. Лопасти (одна, две или три) зачастую обшивались по краю и по центру цветной тесьмой, часто менялись цвет и форма султанчика, оформление латунных блях; околыш шапки мог обшиваться мехом.

Каски зачастую изготовлялись из мушкетерских шляп: поля шляп обрезались по бокам и сзади, а спереди вырезался козырь (кстати, в легкой пехоте шляпы переделывались подобным образом еще в конце 60-х-начале 70-х гг.). Налобник гренадерских касок мог делаться из штампованной кожи, покрашенной сверху.

Кафтаны были более однообразны, но и здесь существовали различия: выше обшлагов пуговиц могло не быть, по-разному делалась обшивка отворотов фалд. Менялась форма суконной выкладки по швам штанов и форма выреза кожаной обшивки. На поясе мог повязываться кушак, за который затыкался штык.

Но самые большие вольности допускались в обмундировании музыкантов и офицеров. По воспоминаниям графа А.Ф. Ланжерона, мундиры музыкантов, число которых достигало иногда 200, расшивались золотом и серебром. Рисунок расшивки кафтанов у музыкантов менялся от полка к полку.

Об офицерах А.Ф. Ланжерон писал: “Ни в какой службе офицер не подчинен менее точности формы, как в России. Ни покрой, ни цвет, ни форма одежды не сходны между собой. Не только каждый полк, но даже и каждый в нем офицер придерживается своего правила; офицеры безразлично носят длинные или короткие мундиры, белые или цветные жилеты, вышитые галстуки, шаровары всевозможных цветов, шапки или шляпы, и в таком виде являются к своим начальникам и даже часто в главную квартиру. Они очень дорожат этим разнообразием; особенный же образец изящества для русского офицера составляет круглая шляпа а l'angaise, которую они носят по преимуществу”.

Мундиры гвардейских полков мало изменились с елизаветинских времен, зато, пожалуй, лишь в немногих армейских полках царил такой разнобой образцов обмундирования и снаряжения, как в гвардии.

Несколько раз менялись образцы гренадерских шапок и цвета пучка перьев на них. Изначально гренадеры носили шапки с позолоченными бляхой на переднем козырьке, бляхой на налобнике, отделкой тульи и с “огоньками” наверху тульи. Офицеры имели шапки с двуглавым орлом на бляхе, покрытым черной эмалью. Следующим образцом стали шапки без “огоньков” и с непозолоченными бляхами. В 1-й гренадерской роте Преображенского полка последовательно сменялись шапки Лейб-кампании, офицерские шапки с черными орлами, шапки с огоньками и шапки с серебряными позолочеными гербами (такие же получили в 80-х гг. и офицеры других гренадерских рот). Кроме того, “уборные” сержанты этой роты имели и кавалергардские шишаки “в серебряном и позолоченом приборе с запряжниками серебряными” (9, л. 5). Налобники шапок в двух других полках отличались по виду от Преображенских (у семеновцев - прорезные, у измайловцев - прорезные несколько иной формы с орлом, покрытым финифтью).

Пук перьев на офицерских шапках по-прежнему был белый, а у нижних чинов отличался цветом по полкам. Так, в Преображенском полку он был сначала красно-белый, а с конца 80-х красно-бело-желто-черный; в Семеновском - сине-желтый, позже - бело-желто-черно-голубой; в Измайловском - черно-красный, затем - бело-желто-черно-зеленый.

Гвардейские шляпы украшались желтой зубчатой тесьмой у рядовых и капралов и золотым галуном у унтер-офицеров и офицеров. У нижних чинов цвета боковых кистей и султанчика различались по полкам; преображенцы имели красные кисти и султанчик, семеновцы - желтые кисти и белый султанчик, измайловцы зеленые кисти и черно (верх)-красно-белый султанчик.

В конце 80-х гг. шляпы стали выше, их поверхность лакировалась, исчезла обшивка шляп рядовых, султанчики во всех полках стали белыми, а цвет боковых кистей изменился в Семеновском полку на голубой.

У гвардейцев сохранились мундиры без лацканов, отличающиеся цветом воротника по полкам: в Преображенском полку воротник был красный, в Семеновском - светло-синий, в Измайловском - зеленый; в двух последних с 1786 г. появилась красная выпушка по краю воротника. В этом же году воротник на мундирах стал выше, а сам мундир уже, чем прежде;

несколько уменьшилась длина красного двубортного камзола с зеленым воротником и обшлагами, красные штаны были заменены на белые, черные штиблеты - также на белые.

На левом плече мундира нижние чины носили погон с бахромой и вензелем Екатерины: в Преображенском полку погон был белый, вензель - желтый или красный, в Семеновском полку погон желтый, вензель синий, в Измайловском - погон желтый, вензель зеленый.

Офицерский мундир и камзол (однобортный) оставались зелеными, штаны к концу 70-х гг. стали белыми. Золотым галуном обшивались борта, воротник, разрезные обшлага и карманные клапаны офицерского мундира, а также борта, воротник, карманные клапаны и нижний край камзола.

Офицеры-гренадеры носили погон из переплетенных или непереплетенных золотых шнуров. Погоны могли быть и на двух плечах, во всяком случае, в 80-х гг. гренадерские офицеры носили два погона: один (на левом плече) поддерживал перевязь патронной сумы, а другой - шарф, надеваемый через правое плечо. Кстати, манера ношения шарфа через плечо сохранялась в гвардии вплоть до царствования Павла I.

Рисунок офицерского знака гвардии оставался прежним: Андреевский крест под короной в окружении двух лавровых ветвей и надпись “1770 № 19” (в двух “старших” полках); носился знак на голубых лентах. У штаб-офицеров на золотом с серебряным крестом знаке памятная надпись и ветви отсутствовали.

Шарфы были золотые с черным шелком. Каждый офицер имел, как минимум, два шарфа - “новый” и “средний”; часто использовался и третий - “худший” (старый).

Галстуки были двух видов; парадные белые и повседневные черные. В гвардии носили офицерские сюртуки, подобные армейским, и епанчи.

По-прежнему вооружение и снаряжение гвардии отличались г от армейских. Гренадерские офицеры имели шпаги и ружья меньшего, чем у рядовых, калибра, В гренадерской офицерской суме, на крышке которой золоченая бляха несла изображение герба, носились патроны; перевязь сумы по темной поверхности вышивалась “блестками”, причем геометрический узор дополнялся изображениями двуглавых орлов. На подобным же образом (но без орлов) вышитой портупее позолоченная пряжка украшалась таким же орлом. Портупея такого типа, по-видимому, была и у мушкетерских офицеров, которые в строю носили эспонтоны с вензелем императрицы.

Большая часть мушкетерских унтер-офицеров вооружалась алебардами на черных древках, хотя в полках и не было необходимого количества алебард. Остальные строевые нижние .. чины носили ружья и (кроме каптенармуса) патронные сумы на перевязях, причем у гренадеров до начала 80-х гг. на перевязи крепилась фитильная трубка. Круглые бляхи “с гербами” на крышках сум различались размером у гренадеров и мушкетеров. Каптенармусы, как и в прежние времена, должны были иметь по две сумы без украшений, но и каптенармусские сумы не всегда имелись в наличии. На портупейных пряжках нижних чинов вырезался императорский вензель. До начала 80-х гг. гренадерские унтер-офицеры снабжались подсумками, затем обыкновенными сумами.

Нижние чины бомбардирской роты и артиллерийских команд отличались от мушкетеров черной обшивкой краев воротника и обшлагов; в бомбардирской роте шляпы обшивались золотым галуном, а боковые кисти были черно-красные.

Чрезвычайно пестрыми были мундиры музыкантов. В Преображенском полку полковой барабанщик и музыканты “гобоистской команды” в торжественных случаях носили алые кафтаны с зеленой отделкой, зеленые (позже белые) камзолы и красные (позже белые) штаны. Кафтаны и камзолы обшивались золотым галуном (или расшивались золотом), галун шел и по краю шляпы. У музыкантов шляпы обкладывались серебряным галуном и имели плюмаж из красных и белых перьев и белый султанчик. Повседневный музыкантский мундир шился из палевого (желтого) сукна и украшался серебряным позументом (позднее белым басоном); шляпа без плюмажа, помимо серебряного позумента, отличалась и желтым султанчиком. Барабанщики носили обмундирование нижних чинов своих рот, но их кафтан имел красные наплечники и расшивался желтой тесьмой. “флейщики” в строю надевали лишь камзол, также расшитый желтой тесьмой.

В Семеновском полку полковой барабанщик имел сержантское обмундирование. Музыканты носили зеленый мундир с . синим воротником и наплечниками, расшитые золотым галуном, как и красные камзолы и шляпы с красно-желтым плюмажем. Барабанщики и “флейщики”, напротив, отличались красным цветом мундира и зелеными камзолом и (до 1786 г.) штанами. Воротник, лацканы и обшлага мундира были зеленые, наплечники - синие, расшивка - белая.

Полковой барабанщик и музыканты Измайловского полка носили шляпу, мундир и камзол нижних чинов, украшенные золотым галуном. Шляпы музыкантов имели красно-желтые плю-мажи. Мундиры барабанщиков и “флейщиков” расшивались желтой тесьмой и имели красные наплечники.

Нестроевые, исключая погонщиков, отличались от мушкетеров зеленым воротником и обшлагами кафтана и шляпой без тесьмы. Погонщики по какой-то непонятной прихоти получили отличное от других чинов обмундирование, разное во всех трех полках.

Егерские команды носили армейскую егерскую униформу с' целым рядом изменений. Картуз обшивался желтой тесьмой; султан в Преображенском и Измайловском полках был красно-черный, в Семеновском - желтый. По полкам различались отделка камзола и штанов, а также украшения подсумка, носимого вместо патронташа. Офицеры (без офицерских знаков) вместо штиблетов носили белые чулки и сапоги. В 1786 г. обмундирование егерей изменилось, причем различия между полками стали еще заметней. В Преображенском полку егеря носили высокие цилиндрические кожаные шапки с зелеными отделкой и этишкетом (плетеным подвесным украшением), короткие (до пояса) зеленые куртки с лацканами и разрезными обшлагами и с красной выпушкой и зеленые с красной отделкой штаны образца армейской пехоты.

Семеновская команда получила оригинальную зеленую шапку типа польской “конфедератки” с квадратным верхом, с околышем из черного меха, с белым бантом и с черным султанчиком. Кафтан походил на кафтан линейной пехоты, но был полностью зеленый с красной выпушкой и без обшлагов; под кафтаном носился зеленый однобортный камзол. Низ штанов был кожаный, с обкладкой из красного шнура.

Шапки егерей-измайловцев по виду напоминали армейскую каску; плюмаж делался из зеленых перьев. Штаны были Такие же, как у преображенцев, куртка - несколько длиннее, зеленая с красными выпушками.

Единственные во всей гвардии, нижние чины егерских команд сменили прическу. Снаряжение осталось прежним, лишь на штыке появился темляк. Униформа офицеров изменилась незначительно: самым заметным была смена зеленых штанов на белые.

В 1764 г. новую форму получили пехотные генералы. Парадный мундир (зеленый с красными воротником, обшлагами и подкладкой) имел особое генеральское шитье в виде дубовых листьев. Сочетание “широкого” (шириной в вершок) и “узкого” (полвершка) шитья на воротнике, обшлагах, карманных клапанах и по краям борта и разрезов фалд говорило о чине владельца (бригадир, генерал-майор, генерал-поручик, генерал-аншеф). У генерал-фельдмаршала, помимо упомянутой расшивки, широкое шитье шло по всем швам мундира. Шитьем украшался и красный камзол без рукавов. На повседневном мундире (зеленом с красными воротником, обшлагами, лацканами и подкладкой) чин определялся лишь количеством пуговиц на обшлагах (1 - у бригадира и генерал-майора, 2 - у генерал-поручика, 3 - у генерал-аншефа и 4 - у генерал-фельдмаршала). Шляпа имела золотые зубчатую обшивку, петлицу и пуговицу и белые плюмаж и бант. Генералы носили красные штаны и черные сапоги с небольшими раструбами, привязными шпорами и белыми штибель-манжетами. Кисти шарфов и темляков делались из золотой канители. Золотой бахромой украшались белые кожаные перчатки. Генеральские сюртуки отличались шитьем на обшлагах (по чину).

В 80-х гг. дополнительно была введена повседневная шляпа без обшивки и золотой аксельбант на правом плече (в армии кн. Г. А. Потемкина с 1787 г. - только на повседневном мундире). Штаны стали белыми. На сапогах исчезли штибель-манжеты, а на повседневных мундирах - лацканы.


из "Истории Русской Пехоты" Ульянов, Леонов

наверх

Поиск / Search

Ссылки / Links

Реклама

Печатные игровые поля для варгейма, печатный террейн