|
|
|
Краткий исторический очерк развития санитарных повозокКраткий исторический очерк развития санитарных повозокДаниловский П. фрагмент статьи В настоящее время когда японская война удостоверила неудовлетворительность существующих у нас санитарных повозок, не мог не возникнуть вопрос о реорганизации санитарной части и наилучшем образце санитарной повозки. А так как история всякого вопроса, указывая на старые промахи, предохраняет от повторения ошибок, то я считаю не лишним дать в предлагаемой статье краткий исторический очерк развития санитарного обоза в России. Судя по историческим данным специальные санитарные повозки появились в армиях значительно позже общевойскового обоза. В армиях западной Европы, судя по свидетельству Шеффера, санитарные повозки, как особый отдел обова, появляются в армиях западной Европы впервые в последней четверти XVIII века. Шеффер, говоря о состоянии обоза прусской армии в 1778 году, указывает на лазаретные, провиантские, а также для казны и письменных дел. В России же, судя по сохранившимся документам и чертежам, появление санитарного обоза относится к самым последним годам XVIII века именно к 1797 году, когда были введены лазаретная и аптечная повозки в виде рессорных карет. Повозки эти были на деревянных рессорах в виде части обода, и по общему виду напоминали старинные городские экипажи на металлических рессорах, бывшие в употреблении в половине XIX столетия, но только вместо металлических имели деревянные рессоры с ремнями. В общих чертах конструшия этих повозок была следующая: Лазаретная карета 1797 года (черт. 1 и 2). Основание её составляли дроги с колесами разного диаметра, с деревянными осями и такими же рессорами. Дроги состояли из переднего и заднего хода. В оси № 1 переднего хода были укреплены спицы № 2, между передними концами которых вставлялось дышло № 3 на передних концах сииц укреплялась вага № 5 с бабками № 4 для постромок, концы же ваг соединялись с концами осей цепями № 6. На оси заднего хода были укреплены две грядки № 7, скованные железными полосами, передние концы которых соединялись брусками № 8; задняя ось соединялась с передней деревянным бруском № 9 (подоселина). Ходы соединялись шворнем, проходившим через подоселину и переднюю ось. На грядках № 7 были укреплены четыре деревянные рессоры № 10, окованные по верхней поверхности железом. К концам рессор были прикреплены цепи № 11, на которых был подвешен кузов, состоявший из основной деревянной рамы № 16 с вертикальными стойками с которыми скреплялись боковые нижняя и задняя стенки и крыша. Боковыя стенка кузова были неподвижны и состояли из деревянной рамы а, д, е, i (черт. 3), на которую была натянута тесьма в переплете; последний же обтягивался парусиной; в каждой боковой стенке были дверцы б, в, ж, з (черт. 3); часть боковой стенки в, д, к, м прикреплена к верхнему бруску кузова на петлях, а внизу удерживалась задвижками, так что для более свободного доступа воздуха внутрь кузова часть рамы в, д, к, м можно откинуть на крышу кузова. Передняя и задняя стенка Б (черт. 1) так же состоят из деревянной рамы с тесьмяным переплетом, но не неподвижны и прикреплены к нижнему бруску рамы кузова на петлях, а потому могут откидываться, как показано на черт. 1 с целью более свободного доступа воздуха внутрь кузова. Спереди устроено сиденье № 12 для ездового, а сзади сиденье № 13 для фельдшера. Повозка иовидимому запрягалась парой лошадей. Для больных внутри кузова устанавливалось двое носилок (черт. 4), состоявших из деревянной рамы с тесьмяным переплетом; на носилки клался тюфяк и подушка. Какого веса была эта карета и насколько подвижна данных не сохранилось. Аптечная повозка 1799 года (черт. 5 и 6). Основание повозки составляли деревянные дроги на деревянных осях, с колесами разных диаметров; к дрогам был подвешен на деревянных рессорах кузов. К оси переднего хода были прикреплены две деревянные спицы № 2 с железным поворотнным кругом № 5; передним концам спиц прикреплено дышло и вага № 3 с бабками № 17, для постромок; концы ваги соединялись с концами оси железными тягами № 4. Как на передней, так и задней осях были укреплены деревянные рамы из брусков № 8; задняя ось соединялась с передней дрогой № 6, чрез которую и переднюю ось проходил шворень. К рамам передней и задней оси были прикреплены дервянные рессоры № 9, окованные железом; к скобам на концах рессор прикреплялись ремни № 10, другие концы которых прикреплялись к скобам кузова; к ремням рессор были пришиты другие ремни № 11 откосные, соедпнявшиеся с кузовом. Вследствие означенных ремней система была эластичнее кареты 1797. Кузов состоял из нижней и верхней деревянных рам №№ 13 и 15, связанных вертикальными стойками № 14, забранных досками, образовывавшими пол, крышу, переднюю и заднюю стенки, боковые же стенки представляли двустворчатые дверцы д. Для ограничения боковых колебаний кузов был скреплен с дрожиной № 6 ремнем № 12. Внутренность кузова разделялась перегородками на отделения, в которых укладывались медикаменты, инструменты и перевязочные материалы. Часть этих предметов помещалась также в ящике К, укрепленном на крыше кузова. Спереди повозки был укреплен ящик а - для ездового, а сзади ящик в, на котором могли помещаться легко больные. Судя по сохранившемуся чертежу, повозка запрягалась четверкой лошадей. Какого веса была повозка данных не сохранилось. В 1812 году чертеж аптечной повозки был изменен; в войскал появляется повозка под именем полковой аптеки 1812 г… фрагмент статьи Даниловский П. Источник: Интендантский журнал. 1907. № 1. |
Поиск / SearchСсылки / links
Реклама |