Итоги первой войны с турками дали дальнейший толчок к военным реформам в России. Душой этих реформ был новый фаворит императрицы Екатерины II Григорий Александрович Потемкин. Под его энергичным руководством русская армия стала сильнейшей в Европе, а новый комплекс военной одежды назвали его именем - "потемкинским" мундиром.
Первые реформы были проведены почти сразу после окончания войны. В 1775 г. в кавалерии у кирасир отменили кирасы и каскеты на шляпах (последнее касалось и карабинер). В целом в регулярной кавалерии упразднились седла и ботфорты, заменяясь более легкими венгерскими седлами и сапогами, палаши заменили саблями. Драгуны были вновь реформированы в полки ездящей пехоты, цвет их мундиров изменился на зеленый.
Но глобальные перемены начались в начале 1780-х гг. в ходе подготовки новой войны с турками. Теперь все русские солдаты были одеты в единую и практичную униформу. Роды войск, как и прежде, различались цветами мундиров, а воинские специальности, например, в пехоте, обозначались цветами плюмажей на касках:
белый - гренадер, желтый - мушкетер, зеленый - егерь.
Из холодного оружия у мушкетеров остался только штык, а гренадеры вместо шпаги получили на вооружение саблю, у егерей для самообороны ввели пистолет, а унтер-офицеры и отборные стрелки получили штуцер.
В кавалерии множество существовавших родов оружия
первоначально было сокращено до трех: карабинеров, легкоконных и кирасиров. Драгун к этому времени можно было считать ездящей пехотой. Все кавалеристы были одеты в одинаковые синие куртки с красным прибором, отличаясь незначительными деталями (цветом пуговиц, аксельбантами). Исключение составляла элита регулярной кавалерии - кирасиры. Они сохранили палевый цвет своих мундиров и разноцветный прибор для каждого полка. Еще большим исключением являлись мундиры кирасир полка наследника (великого князя Павла Петровича - будущего императора Павла I), продолжавших носить традиционные колеты и ботфорты. Появившиеся в 1790-х гг. несколько новых полков гусар и конных егерей отчасти изменили картину общего единообразия. Следует отметить, что единообразие это и без того было подтачиваемо мелкими и крупными новшествами, неизбежно возникавшими в полевой армии, долгое время ведущей военные действия.
В этот период впервые униформу получили несколько казачьих корпусов, прежде носивших только свои национальные костюмы.
Лебединой песней "потемкинского" мундира можно назвать форму конно-артиллерийских рот, сформированных в Санкт-Петербурге уже после смерти Потемкина под патронажем клана Зубовых (Платон Зубов был последним фаворитом императрицы Екатерины II).